А пока что — три вопроса. О «Капитале», признаках надвигающегося банкротства туроператора и разделении ответственности между ТА и ТО. Получите и распишитесь.
Именно так поступили в Европе после терактов на Бали в октябре 2002 года, и там это отлично работает. У нас же действует принцип «каждый сам за себя», который в условиях жесткой конкуренции приводит к известным последствиям. Сегодня наша туристическая отрасль как никогда нуждается в оздоровлении.
Что касается сегодняшних «фингарантий», то, безусловно, их необходимо максимально дифференцировать и привязать страховую сумму к реальным объемам ответственности туроператоров — как по нижнему, так и по верхнему порогу. Юридически это возможно, но достаточно сложно администрировать. Также возможно расширение страхования риска невозможности совершить поездку (от невыезда), с включением в состав страховых случаев неисполнения договора, отмены тура или рейса. Механизмы для этого есть, осталось только убедить участников процесса в необходимости их применения.
Сейчас период первоначального накопления капитала в нашем государстве прошел первоначальные этапы и вся экономика находится в стадии, когда необходимо структурно удерживать бизнес — а если и начинать, то по правилам зрелого производства, учитывая действие экономических законов, а не спонтанно. Не все предприятия это выдерживают и либо уходят с рынка вообще, либо меняют сегментную нишу. Этот процесс в туристической отрасли мы с вами наблюдаем последние три года: очень многие туркомпании среднего размера исчезли или трансформировались, а те, что покрупнее, прошли или проходят процедуру банкротства.
Укрупнению оптового туристического рынка также способствует внедрение правил и законов со стороны государства, регулирующих деятельность бизнес-процессов и ответственность перед прямым потребителем. В нашем случае это увеличение размеров фингарантий для туроператорских компаний — думаю, кстати, что не последнее.
Для агентств, на мой взгляд, важно ввести рейтинг туроператоров, а именно — какой срок каждый оператор работает на каждом из своих направлений. Ведь именно давность сотрудничества с той или иной страной определяет историю взаимоотношений. Вспомним «Капитал тур»: он ежегодно в два раза наращивал объемы по действующим странам, одновременно «веерно» вводя в ассортимент новые направления. Вряд ли данная стратегия могла способствовать надежным позициям компании. Рекомендую «Тонкостям продаж» составить подобную таблицу для удобства агентств.
Я хотел бы начать с того, что работа агентства — не просто перепродажа продукта и получение своей комиссии, а постоянный мониторинг рынка, наблюдение за операторами, в том числе и за крупными. Я понимаю, что агентства не имеют представления о том, берут ли операторы кредиты и под какие условия, но определенные косвенные показатели того, что у туроператора не все в порядке, все же существуют. Например, замедленные платежи, подтверждение всего, что этот оператор в принципе подтвердить не может (скажем, у него на гарантии этих отелей никогда не было, он их вовсю подтверждает, а потом переселяет в другие). Еще я бы посоветовал крайне осторожно относиться к разного рода «очень повышенным» комиссиям. Наконец, я бы советовал очень внимательно изучать спецпредложения с явно заниженными ценами, к раннему бронированию, которое предлагает скидки до 50 %. Если это не просто рекламный ход, а действительно минус 50 %, то я бы в жизни этого не купил. Невозможно ведь купить, скажем, новый «Мерседес» за полцены. Понятно, что это привлечение оборотных средств: любой ценой, но сейчас. Когда так называемые маркетинговые уловки переходят грань разумного, я считаю, это должно вызвать настороженность ритейлеров.
Не так давно премьер-министр порадовал новым термином «чуйка». Предполагается, что он имел в виду профессиональную интуицию. Главное слово здесь «профессиональная». Агентство работает на профессиональном рынке и имеет доступ к большому числу источников информации: это и мониторинг цен, позволяющий выявить проводимый оператором тотальный демпинг, и доступ к профессиональным СМИ, в которых обсуждаются проблемы, возникающие у той или иной компании, и, возможно, личные знакомства с сотрудниками оператора, позволяющие получить «инсайд». Профессионализм агентства позволит распознать предложения «слишком хорошие, чтобы быть правдой», и задуматься: не хочет ли оператор любым способом пополнить свою «оборотку». А получив информацию, директор агентства уже должен послушать, что говорит ему интуиция. Понимая при этом, что его разум и интуиция — единственные советчики, которым он может полностью доверять.
Самое главное тут, как и в любом бизнесе — инсайдерская информация. Если агент плотно работает с туроператором, имеет с ним налаженные личные контакты, ему проще определить, есть ли проблемы в компании. Следует обращать внимание и на то, как быстро в ней отвечают на заявки, и как отвечали ранее, какова ее ценовая политика хотя бы в течение двух сезонов. У любой компании могут появляться какие-то специальные предложения или акции — но это разовое явление, а не тотальный демпинг, который не прекращается в течение минимум сезона, а то и двух. Разговоры о том, что какой-то оператор оказался таким гениальным, что раздобыл какие-то невероятные ресурсы дешевле, чем у основной массы игроков, на 100, 150, 200 долларов на пакете стоимостью в 600 долларов — из области фантастики. Здесь я хотел бы выступить с небольшой критикой психологии конечного потребителя и нашего агента, но, конечно, любя. Между нами говоря, информации по «Капитал туру» на профессиональном рынке в последние несколько лет было много. Во-первых, были колоссальные вливания в рост компании, и всем понятно, что это пирамида или выход на продажу. Была информация о том, что около года назад сорвалась сделка с одним из инвесторов. Нельзя забывать и про затяжной демпинг... Тем не менее, множество профессиональных участников рынка продолжали работать с этим оператором достаточно активно, потому что он давал 15 % комиссию. Все мы прекрасно знаем, что такое МММ или «Властилина», тысячи людей по-прежнему хотят в это играть. Безусловно, каждый оператор может иметь какие-то разовые накладки, связанные с оказанием услуг поставщиков: самолеты задерживаются, возможен овербукинг в отелях, все возможно. Вопрос лишь в том, насколько часто это происходит. Если это системно и тотально, тем более на фоне длительного демпинга и высоченных комиссий, задайте себе вопрос: «Откуда деньги?» Ведь когда-то они должны закончиться. Когда именно настанет этот момент — это уже казино.
Если вы видите тотальный демпинг на протяжении нескольких сезонов, пожалуйста, напишите запрос к профессиональной общественности. Полагаю, те же АТОР или РСТ могут инициировать как минимум встречу с этим оператором или запросить элементарную базовую калькуляцию. Если она заведомо минусовая в течение всего сезона, я не считаю это законным.
Эти признаки ни для кого давно не секрет: множество спецпредложений, чрезмерно повышенная комиссия, проблемы с заселениями, жалобы от партнеров и многое другое. Вопрос лишь в приоритетах. Готовы ли турагентства, да и сами туристы, пойти на риск и приобрести супервыгодное спецпредложение — или же для них важнее быть уверенными в своем поставщике и, соответственно, в качестве и надежности отдыха?
Сложный вопрос. Есть формальные признаки: слишком низкие цены, внезапно и неадекватно повышающаяся комиссия, агрессивная реклама. Ну и, безусловно, мнение коллег, которое можно узнать в том числе на закрытом форуме «Тонкостей продаж». Исчезновение или банкротство туристической компании не происходит вдруг, ни с того, ни с сего. Часто бывает, что и звоночки тревожные поступают, и оператор уже не раз допустил серьезные проколы в работе с агентствами и, соответственно, с клиентами, перед которыми — как вы совершенно справедливо заметили — в первую очередь приходится отвечать агентствам. Но все равно многие продолжают активно бронировать у такого оператора, в расчете, видимо, на то, что рухнет не скоро.
Никаких явных внешних признаков не существует, а существуют слухи: они зарождаются либо на реальных фактах, либо на «утках» конкурентов. Слухи, которые не имеют под собой основания, и запущены недругами, как правило, быстро пропадают и о них забывают. О «Капитале» говорили на протяжении долгого времени, и было понятно, что слухи имеют под собой некую реальную базу. Но этого не было, например, в случае с «Детуром», а про многие действующие ТО слухи есть давно, но они работают, так что и это — не стопроцентный показатель. Последние 3-4 года идет передел рынка: раньше «ТО-монстры» имели по 2-3 направления, а сейчас — по 10-20, и приходя на каждое новое направление, они сразу претендуют на часть пирога, выбрасывая на рынок дешевые туры. В демпинговых войнах ТО субсидируют туристов, теряя огромные денежные суммы в расчете на то, что в следующие сезоны на этом направлении уже можно будет заработать — а в следующие сезоны приходят другие и история повторяется. К сожалению, процесс банкротства ТО как неизбежен, так и мало предсказуем, и все это не ведет к стабилизации и оздоровлению рынка.
Самый очевидный признак скорого банкротства — закрытый офис и прекращение отправки туристов по оплаченным турам, как это было в ситуации с «Капитал туром». Что же касается признаков, предшествующих таким событиям, то они должны анализироваться комплексно. Конечно, очень важна достоверная инсайдерская информация, служебные данные о финансовом состоянии компании. Деловые контакты внутри компании или у ее прямых поставщиков и партнеров могут иметь решающее значение.
Внешние признаки могут быть обманчивы, но в совокупности они также дают почву для оценки рисков, например, неоправданный демпинг по давно эксплуатируемому направлению, частые изменения состава туров, отмена и замена рейсов, периодическое неподтверждение оплаты гостиниц. Также — резкая смена управляющего состава компании, требования полной оплаты броней за длительный период времени. Составьте для себя табличку «тревожных признаков» и распределите туроператоров по категориям надежности, исходя из собственных наблюдений. Попросите то же самое сделать своих знакомых из турагентского бизнеса и сверьте результаты. Чем больше будет совпадений, тем выше риск работы с туроператором.
Если вы работаете с туроператором из «зоны риска», позаботьтесь о максимальной формализации всех отношений с ним: наличии «живого» договора, заявок и подтверждений с указанием всех изменений, при необходимости делайте «скриншоты» с личного кабинета, проводите безналичные платежи туроператору с привязкой к номеру заявки, в договоре с туристом указывайте туроператора и его страховщика, следите за действительностью его номера в едином реестре туроператоров, принимайте платеж от туриста под БСО или кассовый чек — и так далее. Иными словами, обеспечьте себе доказательства на случай предъявления требований страховщику или судебного процесса.
Возлагать на турагентство задачу анализа туроператорского рынка с целью распознать надвигающийся коллапс — задача насколько невыполнимая, настолько же и бессмысленная. Не имея доступа к внутренней информации туроператорской компании, агентство не в состоянии оценить, стоит ли за рискованной политикой серьезная финансовая поддержка со стороны, или же просто неграмотный расчет. Единственная надежда агентств — квалифицированный анализ финансового состояния туроператорских компаний профессиональными аналитиками, открытость финансовой отчетности, честное освещение поведения туроператоров на рынке средствами массовой информации.
Прекращение деятельности, банкротства, уход с рынка, появление новых компаний, укрупнение успешных предприятий — вполне закономерные явления, которые происходили и будут происходить во всех отраслях мировой экономики. Экономика нашей страны развивается по таким же законам, как и мировая, только у нас процессы идут более болезненно, иногда не так цивилизованно, ведь капитализму в России — всего два десятилетия.
Поэтому подсказать рецепт 100 % защиты от последствий разорения туроператора, наверное, не сможет никто. Крупная компания функционирует и развивается по сложным механизмам и реальную картину истинного состояния никто, кроме самого руководства предприятия, со стороны оценить не может. Хотя какие-то признаки, например, чрезвычайно высокая комиссия, неоправданные бонусы, самые низкие цены на рынке на протяжении длительного периода могут свидетельствовать о нестабильности туроператора и его заинтересованности любой ценой держать поток оборотных средств. А вообще, мой совет: доверяйте своему опыту, трезво оценивайте все факторы, не соблазняйтесь на неподдающиеся экономической логике высокие комиссии или бонусы, работайте с компаниями, которые высокотехнологичны и последовательно выдерживают свою ценовую политику и качество услуг.
Примеров было достаточно, и турагенты уже могут сами сделать выводы. Проблема в другом.
Изменить психологию покупателей сложно: всегда найдутся сотни причин, почему дешевые туры оператора «Икс» предпочтительнее дорогих туров оператора «Игрек». То же самое в банковской сфере: высокие ставки привлекают клиентов, но являются симптомом повышенных рисков.
На мой взгляд, надо страховать всех туристов, не бронировать все туры у одного оператора, распределять риски по разным «корзинам», не закладывать деньги оператору на полгода вперед. Разъяснять свою позицию туристам — ведь это их деньги, убеждать. Помнить, что слухи — важный элемент рыночной экономики... Слушайте...
Единого рецепта нет: финансовая ситуация в каждой отдельной компании — своя. Тем не менее, общими признаками необоснованно агрессивной политики и финансовой несостоятельности туроператора являются очень низкие цены на турпродукт в течение длительного периода, завышенная агентская комиссия, которая сильно отличается от комиссии стабильных туроператоров. А также активная реклама, направленная на усиленное продвижение либо множества стран одновременно, либо одного направления в большом объеме — особенно если компания совсем недавно на него вышла.
Охватить эту тему в двух словах сложно. Наверное, все зависит от договорных условий между агентом и оператором. Что за агентство, какую кредитную историю оно имеет перед оператором, как давно оно открылось и так далее. Поэтому здесь нужно рассматривать каждый отдельный случай, и какого-то единого рецепта нет. Безусловно, первый удар принимает на себя агентство. Конечно, сейчас многие туроператорские компании начали создавать собственные розничные структуры и работать напрямую с туристами. Мы — оператор, реализующий продукт через уполномоченные агентства и вообще через дилеров, поэтому все претензии первыми принимают они, а уже потом доносят их до нас.
Сказать, что именно нужно изменить, сложно. Если изменится законодательство и агентства обяжут работать только от имени оператора, то операторы будут вынуждены задуматься, чем они смогут защитить себя от недобросовестных неплательщиков: агентств, банков, клиентов. Не исключено, что появятся некие депозиты. Например, чтобы стать агентом «Аэрофлота» или «ТрансАэро», необходимо крупную сумму депозита держать на счету этих авиакомпаний — как гарантию того, что ты потом расплатишься за проданные билеты. Что-то подобное в будущем может произойти и с агентствами. Думаю, что агентство с большим оборотом, отправляющее много туристов, наверняка сможет дать оператору гарантии того, что оно никуда не денется с рынка. Ну а в случае сетей необходимые гарантии туроператору будет давать управляющая компания. Вот примерно такая картина может быть — но только в том случае, если подобную практику закрепят законодательно.
Мне нынешняя система распределения ответственности между оператором и агентством представляется вполне логичной. Оператор несет ответственность за сам турпродукт, агентство — за донесение информации о нем потребителю, а также за получение от клиента денег и оплату их оператору. Однако правоприменительная практика плохо признает подобное распределение обязанностей. Например, есть судебные прецеденты, когда тур забронирован у оператора, оплата произведена в агентство, но агентство не перевело оператору всей полагающейся суммы, и суд возлагал именно на оператора ответственность за произошедший срыв тура. Обратных ситуаций, когда суд наказывал агентство за ошибки туроператора, еще больше. Так что нужны четкие разъяснительные документы, например, со стороны Верховного суда, которые не оставят судьям возможности для подобных произвольных толкований.
Между туроператором и агентом заключен договор, который регламентирует отношения. Между поставщиками и оператором также подписаны договора, в которых также прописаны все условия сотрудничества. Думаю, этого достаточно. Так же, как достаточно и различных подзаконных актов.
А вот профессиональный совет я бы дал. Любой конечный потребитель, получив подтверждение от агента, вправе истребовать у него информацию о том, у какого туроператора и с каким номером бронирования оформлена его заявка. То есть в заявке должен быть указан не только номер брони самого агентства, но и номер брони у туроператора. В случае возникновения каких-то накладок или сомнений, турист всегда сможет позвонить туроператору либо напрямую, либо через общественные организации (АТОР, РСТ) — дабы убедиться в том, что его тревоги напрасны: бронь произведена, оплата получена.
Еще я бы поднял вопрос об ответственности агентов в плане фингарантий. Причем дело не в сумме, которой турагентство будет гарантировать свою деятельность, а в самом принципе финансовых гарантий. Что мне, например, нравится в наших туроператорских фингарантиях? То, что вся информация открыта. На сайте Ростуризма можно получить информацию о том, внесен ли оператор в Единый реестр и оформлены ли у него финансовые гарантии. Если по агентам будет такая же ситуация, то клиентам уже будет проще ориентироваться. Даже если будет небольшая фингарантия, это все равно будет дисциплинировать. И мы бы тогда были в одной лодке.
Объективности ради стоит отметить, что среди турагентств демпинг и конкуренция ничуть не ниже, чем среди туроператоров. И выживать им бывает очень непросто.
Я активно поддерживаю форму агентского договора, в которой турагентство действует «от имени и по поручению туроператора»: в этом случае вся ответственность, в том числе в случае экстренных ситуаций, однозначно ложится на оператора с самого момента его заключения — в отличие от формы агентского договора, при которой турагент действует от своего имени. Но и оператор должен быть защищен от банкротства агента. Здесь как раз встает задача создания саморегулируемой организации турагентств со своим резервным фондом, который будет покрывать расходы обанкротившихся агентств. Наличие такого договора и такой организации, безусловно, помогут справедливо перераспределить зоны ответственности, в какой-то мере обезопасив всех участников рынка.
Ответственность разделена правильно: за продукт и его качество отвечает туроператор, за донесение корректной информации о продукте, сервис и своевременную оплату отвечает агент. Другой вопрос, что в законодательстве недостаточно четко прописаны меры ответственности за проколы каждого «на своем участке». Из-за этого и возникает иногда открытое, но чаще «подковерное» противостояние между операторским и агентским рынками. Невнятность законодательства приводит к тому, что операторы часто перекладывают ответственность на агентства — и наоборот. Внесение ясности именно в эту часть Закона о туризме изменило бы практику взаимоотношений на рынке.
На данный момент ответственность перед туристом несет страховая компания или банк — фингаранты, с которым ТО заключил договор. А фактическое ее разделение происходит по цепочке турист — ТА — ТО (страховая компания, банк). В большинстве случаев турист свои кровные требует с ТА — и имеет полное право так делать, поскольку заплатил деньги именно этой организации. Как правило, получив от агентства компенсацию другим туром или денежными средствами, турист доверяет ТА от своего лица получить деньги в страховой компании за несостоявшийся тур. А вот что вернет страховая компания турагенту за этого туриста — не совсем явно и понятно: хватит ли средств, кто и как регулирует очередь по их получению. Справедливой и логичной выглядит такой расклад: ТО страхует свой продукт, а страховая компания его гарантирует — и тут мы возвращаемся к первому вопросу, в котором я уже описывал подобную схему.
Попытки законодательно изменить сложившуюся схему отношений на рынке никогда не были успешными: любые строгие рамки, не имеющие рационального смысла, будут либо обходиться участниками рынка, либо «расползутся» в правоприменении. Так произошло со схемами, заложенными в ныне действующий Закон об основах туристской деятельности. Разделение в нем сфер ответственности туроператора и турагента перед потребителем, где туроператор всегда отвечает за качество турпродукта, а турагент — за донесение до туриста достоверной информации, полностью перемешалось в судебной практике. Суды в равной степени относили на счет турагента вину за действия туроператора (например, замену отеля или отмену рейса), а на долю туроператоров нередко доставались убытки туристов, понесенные в связи с ненадлежащей информацией по туру или банальным исчезновением турагента с деньгами. Тем более условным это разделение является в смешанных договорах, когда турагент не совсем агент, или даже совсем не агент, а покупатель или заказчик турпродукта, а туроператор, в свою очередь — вовсе не туроператор в юридическом смысле слова.
В общем, привести всех к общему знаменателю не удалось — и навряд ли следует идти по такому пути: все равно рынок более многообразен, чем можно описать в законе. Допустим, законодательно примут модель, в которой турагент может работать только от имени туроператора, что юридически освобождает его от ответственности по заключенному договору. Это приведет к тому, что рынок турагентов сузится до круга наиболее доверенных лиц, а остальная масса перестанет быть формально турагентами, но продолжит точно такую же деятельность в статусе покупателя турпродукта, действующего в интересах туриста.
Сегодня условия взаимодействия на рынке диктует туроператор, как более сильная сторона в отношениях. Каждый субъект на рынке защищает свои финансовые интересы, устанавливая максимально удобные для себя правила, а другая сторона договора вправе либо оспаривать его условия, либо принять их такими, какие есть. Турагенты недостаточно организованы и во многих случаях недостаточно квалифицированы для того, чтобы повлиять на отношения с туроператором или при возникновении конфликта с потребителем скоординировать позицию. Закон не препятствует развитию договорных отношений, а дисбаланс ответственности, в том числе неоправданные «жестокие» штрафы и прочие карательные меры — это в большей степени вопрос деловой этики и добропорядочных партнерских отношений, чем законодательного регулирования.
На мой взгляд, здесь бессмысленно что-то изобретать: надо просто применять практику, принятую в любой области торговли. Продажа туристических услуг фактически ничем не отличается от продажи любого другого товара. Соответственно, имеется стандартная цепочка «изготовитель — продавец — покупатель» с вполне понятными правами и обязанностями каждой стороны. Изготовитель несет ответственность за производство товара с определенным набором потребительских качеств, продавец — за его продажу. Исходя из этой простой схемы, и должны распределяться ответственности сторон.
Прежде всего, я бы хотела изменить общественное мнение по отношению к туротрасли в нашей стране, особенно со стороны СМИ. Радио и телевидение используют все события в российском туризме абсолютно негативно, «потребительски» — то есть в своих рейтинговых интересах, подавая информацию однобоко и порой скрывая истинные причины того или иного происшествия или события. Потакая желаниям потребителей, которые с удовольствием ездили бы отдыхать практически бесплатно, не соблюдая правил потребления услуг и безопасности отдыха. Тут мне вспоминается басня «Волк и ягненок» великого Крылова: «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!»
К сожалению, в России сейчас создан имидж туроператоров и турагентов как сплошь недобросовестных компаний, наживающих огромные деньги на обмане несчастных потребителей. Вот с этим необходимо бороться, тогда и законодательство будет формироваться в соответствии с экономическими требованиями рынка, а не в результате давления СМИ, и малый бизнес в туризме будет развиваться в более благоприятных условиях.
Разговоры об ответственности — это разговоры о рисках. Кто отвечает (за отель, вулкан, погоду, акулу, революцию), тот и рискует. Но есть страховые компании, и они готовы брать на себя наши риски и риски отдыхающих. Надо понимать, что любой человек, уезжающий из дома, сильно рискует. Он может не улететь вовремя, попасть в другой отель без багажа, неудачно отведать местной кухни и вернуться больным. И все это не по злому умыслу ТА и ТО, а по воле рока. Так бывает. Путешествие — всегда неизвестность.
Поэтому, на мой взгляд, страховать нужно от всего: от невыезда, от болезни, от некачественного отеля, от банкротства ТО и от развода с женой после плохого отдыха. Тогда мы (участники рынка) вместо скучного перебрасывания ответственности друг другу и вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?», спокойно выплатим туристу его деньги, извинимся за неудобства и будем ждать его снова. Ведь когда-нибудь туристу повезет, и он вернется счастливым.
Все же ответственность в туризме в большей степени лежит на операторе, и в меньшей — на агентстве и самом туристе. Рынку необходимы четкие «правила игры», которые должны хорошо знать все участники, ведь зачастую именно неопределенность и незнание становятся источником многих конфликтов.