Тут без вариантов: если бы мы выбрали темой для нынешнего монстрариума не кризис, а что-нибудь другое, нас бы никто не понял. Посему — наслаждайтесь очень разными мнениями дюжины очень заметных фигур отрасли, а если название материала вызвало у вас недоумение, пролистайте одну из книжек про известного на весь мир очкарика. Все тут же встанет на свои места.
2. Какие изменения, на ваш взгляд, уже происходят с российским туристом, и какие следует вскорости ожидать? Как меняются его платежеспособность, возраст, приоритеты при выборе туров?
Второй положительный момент заключается в том, что в условиях падающего спроса связка «туроператор — турагент» будет работать более слаженно и эффективно. Если до наступления кризиса туристическое агентство могло позволить взять на себя роль оператора, то сейчас все усложнилось, и каждый будет выполнять свою функцию: ТО — создавать продукт, ТА — его реализовывать.
Кроме того, туроператорский бизнес начнет более тесно работать с финансовыми институтами: банками и страховыми компаниями. По этой же причине на рынке не останется компаний, которые не уделяли должного внимания этим процессам.
В сложившихся непростых условиях турист будет более осторожен в выборе туроператора, ведь сейчас свой отдых можно доверить только сильным, проверенным временем игрокам. К сожалению, сейчас с потребительского рынка уходит средний класс (молодые специалисты, пожилые люди, студенты), который обеспечивал основную массу клиентов. В ближайшее время эти люди не смогут позволить себе поездки за границу. В связи с этим, спросом на данный момент пользуются либо очень дешевые групповые туры, либо дорогие индивидуальные.
Сейчас, в конце января, мы четко ощущаем, что спрос передвинулся из секторов «премиум» и «ВИП» в класс «эконом». Если последние года два-три у нас никто не спрашивал «трехзвездных» отелей в Египте совсем, то сейчас опять появился спрос по отелям более экономного класса, по более дешевым предложениям. Тут можно констатировать, что народ не совсем отказался от поездок, а, видимо, просто начал экономить на собственном отдыхе. Как это часто у нас и бывает.
«Турист 2009 года», так его назовем, стал более продвинутым. Знает больше, чем рядовой менеджер турфирмы. Выбирает очень скрупулезно, отказывается от тех услуг, которые сам может забронировать. Одни, безусловно, активней покупают все со скидкой — благо, несколькими крупными туроператорами для этого создана благодатная почва. Другие, очень состоятельные туристы, не жалеют денег на свой отдых: он стал еще дороже, но это никого не смущает. А вот «середнячки» поредели.
Туристы будут платить тому, кто окажется более профессиональным, а суммарная денежная масса, затрачиваемая на отдых, конечно, уменьшится. Турист в своей массе «помолодеет», поэтому будет востребована зона отдыха, приближенная к шопингу и тусовкам. Или, с огромной скидкой — уже куда угодно.
Туристов станет немного меньше, они станут более расчетливы и экономны, будут бронировать туры в последний момент и ждать «горящих» предложений. Вероятно, спрос сдвинется к более дешевым объектам. Но до начала летнего сезона произойдет очень много событий, которые повлияют на спрос (и негативных, и позитивных), и делать точный прогноз пока рано.
Туризм — зеркало стабильности страны и ее экономики. В нестабильной сегодняшней ситуации все шатко, непонятно и трудно предсказуемо. «Делай, что должно и пусть будет то, что будет».
Налицо факт сговорчивости как отелей, так и авиакомпаний: последние месяцы не мы добываем места на рейсе и номера в отеле, а они приходят к нам с предложениями. Сейчас можно получить места «сверх блока» как на рейсах, так и в отелях, что было невозможно сделать последние годы практически по всем направлениям.
Для руководства компаний, несомненно, положителен и тот факт, что на рынке труда появляются кадры, в которых последние годы ощущалась существенная нехватка.
Российский турист не отделен от государства, поэтому он, как и каждый россиянин, переживает сейчас не лучшие времена. Снижение спроса начало заметно ощущаться с первым месяцем 2009 года, и строить прогнозы сейчас очень сложно даже на ближайшие месяцы. Турист, как мне кажется, занял выжидательную позицию: отдых в зимний период это, как правило, второй в году отдых для основной массы людей, и есть мнение, что многие отменили его или перенесли на раннюю весну в связи с неопределенностью или фактической нехваткой денег. Но есть надежда, что летним отдыхом, который мы можем назвать основным, многие воспользуются в любом случае. В условиях кризиса и нестабильности мы можем говорить о том, что отдых — это товар первой необходимости (необходимо физически отдохнуть от моральных нагрузок), а денежные средства на такие товары, как правило, всегда находятся.
Платежеспособность, несомненно, упадет. В возрастных группах вряд ли будут какие-то изменения. Скорее, произойдет некая перегруппировка, смещение в спросе: кто-то из «низкобюджетной группы» не сможет больше путешествовать совсем, кто-то из среднего класса перейдет в низкобюджетный, ну а «топ» или «премиум» турист сократится незначительно и останется в своем сегменте, с удовольствием получая значительные скидки на дорогие туры от отелей и авиакомпаний.
Другой положительный момент, на мой взгляд — переоценка рынка труда. И работники, и работодатели смогут по-настоящему оценить, что нужно и тем, и другим. Хорошего сотрудника, инициативного, трудоспособного, лояльного, не уволят никогда. Но и сотрудник сможет взглянуть на свою компанию другими глазами: что делает фирма, чтобы выбраться из кризиса? Как это отражается на сотруднике? Скорее всего, уйдут в прошлое нереально завышенные зарплаты и непомерные проценты от продаж. Сотрудники смогут адекватно оценивать свой труд, а значит и заработок, по отношению к деятельности в целом. В первую очередь это касается молодых специалистов.
Российский турист стал, если не более экономным и бережливым, то расчетливым (в хорошем смысле слова) — точно. Но вряд ли люди будут отказываться от поездок, особенно средний класс, который привык путешествовать не менее одного — двух раз в год. Хотя, конечно, некоторые приоритеты в выборе туров и направлений сместятся в сторону более экономных. Поэтому в нынешнем сезоне особым спросом будут пользоваться туры и отели хорошего качества, но по разумной цене. Возможно, что все больше будут бронировать отели, работающие по программе «все включено»: учитывая сложившуюся ситуацию, турист захочет заплатить за все услуги однажды, в офисе турфирмы. В то же время турист станет более требовательным: к услугам в отеле, к развлечениям, к питанию, к работе турагента и туроператора.
Большая часть объема отправок по массовым направлениям приходится на средний класс — семейный поездки, именно в данном сегменте больше всего и будут экономить на отдыхе. Наблюдается рост спроса на очень дешевые туры и практически остановился на сегмент средних по цене туров. Это отражает тенденцию перетекания начавшего формироваться до кризиса среднего класса в класс малообеспеченных граждан.
Финансовый кризис внес свои коррективы: свободных денег в стране стало мало, стоимость их возросла, значительно понизился спрос на туруслуги и, соответственно, оборот. Подо что будут продлевать свои отношения с кредиторами туроператорские компании — вопрос. Такая ситуация несколько отрезвила самых активных участников рынка и вынудила сесть за стол переговоров, чтобы разумно выбрать стратегию по перевозке и контрактингу на будущий сезон. И это, безусловно, положительный урок, правда, несколько запоздалый. Но он все же поможет преодолеть кризис, если тот пойдет по мягкому сценарию. Однако если кризис затянется, этот урок многим уже может не пригодиться.
Тут можно воспользоваться известным выражением «бедные беднеют, богатые богатеют». Население среднего класса и ниже в кризис больше всего и теряет в деньгах, что, безусловно, отражается и на спросе на туруслуги. Уже сейчас он упал на 30% и в основном именно за счет среднего класса. Снизилась и средняя стоимость наиболее востребованного турпакета — туристы предпочитают более экономичные варианты отдыха.
Совсем другая ситуация у туристов с уровнем дохода выше среднего и еще выше: здесь спрос остался на прежнем уровне. Кризис не так сильно ударил по обеспеченной, но малочисленной прослойке общества. Однако качественные изменения в спросе в этом сегменте в последнее время тоже наметились: традиционные пляжные и экскурсионные туры уступают место комбинированным турам, часто с элементами экстремального отдыха и обязательным присутствием чего-то необычного или экзотического. Та же тенденция сейчас наблюдается и в Европе, о чем свидетельствует последний отчет швейцарского концерна Kuoni, в состав которого входит «Мегаполюс турс».
Прежде чем говорить об изменениях, происходящих с российским туристом, нужно учитывать, что поездки за рубеж позволяли себе немногим более 3% населения нашей 144-миллионной страны. Эти 5 млн. человек и совершали 9 млн. туристических поездок, обеспечивавших работу отрасли. Таким образом, речь идет об очень небольшой доле россиян, которую можно условно разделить на «сверхбогатых» туристов (около 100 000 человек, тратящих на отдых более 50 000 евро в год на семью и совершающих ориентировочно 0,5 млн. поездок), «богатых» (около 1 000 000, ежегодные затраты на отдых — более 10 000 евро на семью, 2,5-3 млн. поездок) и так называемый «средний класс» (около 4 000 000 человек, 5,5-6 млн. поездок).
40-50% падение спроса, уже отмеченное турагентствами, в течение 2009 года будет зависеть, с одной стороны, от скорости девальвации рубля, с другой — от темпов удешевления цен на туруслуги. Это падение распределится по группам неравномерно. Можно предположить, что от половины до двух третей «сверхбогатых» туристов не станут снижать уровень своего потребления. Оставшиеся также не перестанут ездить за рубеж, но перейдут на ступень ниже: скажем, будут летать не первым, а эконом-классом. Из категории просто «богатых» до 20% в результате кризиса разорятся, доля же тех из оставшихся, кто сохранит уровень отдыха или начнет на нем экономить, покупая более дешевые туры и путешествуя реже, можно оценить как 50/50. Что касается «среднего класса», то можно сделать прогноз, что от 50% до 70% либо откажутся в следующем году от отдыха за рубежом, либо вместо двух поездок в год будут отдыхать только единожды.
Кризис и постепенный выход из него продлятся несколько лет. За это время менталитет российского туриста во многом изменится, приблизившись к психологии западного потребителя. Перестанет быть зазорно экономить — в том числе и на отдыхе. При выборе тура большую роль станет играть цена. Россияне поймут, что качество отдыха не так сильно изменится, если отель будет «на второй линии», а вид из окон будет открываться на горы, а не на море. Что море, солнце и чистый воздух важнее категории отеля. Рынок начнет восстанавливаться именно за счет бюджетных туров.
Поэтому сегодня, чтобы воспользоваться кризисом и заставить клиентов обратить на себя внимание, нашим санаториям придется пересмотреть принципы работы (улучшить сервис) и ценообразования (снизить цены), больше внимания уделить рекламной и PR-кампаниям. Если эта перестройка — в том числе в сознании наших хотельеров — произойдет, внутренний туризм будет себя чувствовать себя очень неплохо. Позитивные прогнозы развития внутреннего рынка имеют все шансы оправдаться.
С моей точки зрения, несмотря на кризис, внутренний турпоток может даже вырасти, процентов на 4-5%. Необходимая инфраструктура в России есть: только в прошлом году было открыто порядка 600 гостиниц, пансионатов и кемпингов на 44 тысячи мест. Думаю, и в этом году стагнация нам не грозит. Конечно, строительство новых туристических объектов будет вестись в меньшем объеме и меньшими темпами, но опасаться «замораживания» отрасли не приходится.
Большинство россиян сегодня пересматривают семейные бюджеты в сторону сокращения расходов. Как известно, турпоездки не входят в тройку предметов первой необходимости, но совсем отказаться от привычного летнего отдыха согласятся немногие. Это позволяет предположить, что в предстоящем сезоне будут пользоваться спросом недорогие туры (Турция, Черногория, Болгария, Россия — не только юг, но и средняя полоса). Что касается возраста, то, скорее всего, наш турист, выезжающий за рубеж, «помолодеет»: люди старшего поколения, сохранив в памяти предыдущие кризисы, с большей осторожностью будут относиться к имеющейся наличности и к собственным профессиональным перспективам, чем 30-летние.
Состоятельные клиенты, которые традиционно приобретают индивидуальные дорогие туры, думаю, не изменят своим привычкам (кстати, это предположение подтверждают недавние новогодние продажи). И останутся верны своим излюбленным направлениям и курортам.
Детский отдых (в частности, летние лагеря и языковые школы) на фоне других сегментов рынка пострадает незначительно: на детях в нашей стране экономят в последнюю очередь.
Кризис приведет нас (и уже приводит) к установлению нормальных рыночных цен, повышению качества туруслуг, научит любить каждого клиента.
Российские туристы становятся расчетливее и принимают решение все более взвешенно, осознавая, что перед ними широкий выбор предложений и компаний, желающих заполучить клиента. Следует ожидать, что путешественники станут еще более требовательны к качеству услуг и ассортименту, а в условиях паники по вине лопнувших компаний люди вновь станут делить операторов на надежных и ненадежных. Спросом будет пользоваться перевозка регулярными рейсами с конкурентной ценой.
Кризис ускорит появление новых форм существования агента. Впрочем, деловая среда развивается таким образом, что агенту-частнику стало проще справится самостоятельно. Есть компании, которые сдают в аренду не офис, а стол, бухгалтерские конторы учатся обслуживать частных предпринимателей по эконом-варианту. Появились вполне приличные сайты-конструкторы «сделай сам» и виртуальные телефонные номера. Ноутбуки дешевеют, а постоянное и доступное подключение к интернету — день сегодняшний. Все это позволяет агенту не зависеть от организации и покупать привычные офисные услуги самостоятельно: у телефонной компании, у бухгалтеров и юристов, у специализированных бизнес-центров для фрилансеров, и брать решения от IT-индустрии.
Подрастает еще один враг «традиционного» турагентства — информированность туриста. Туристические порталы становятся самыми что ни на есть ответственными консультантами: редакции некоторых уже приближаются к полусотне сотрудников, а вопросам качества информации и достоверности уделяется самое пристальное внимание.
Однако самый главный конкурент турагента за частника — туроператор. Кризис уменьшает число поставщиков, однако относительная сила и доля оставшихся на рынке растет. Им просто придется активно включиться в охоту за частником, дополнив собой пестроту пейзажа розничных продаж. Таким образом, я полагаю, что турагентам придется еще большим трудом удерживать клиентуру, конкурируя в области консультаций с интернет-порталами, а в непосредственной продаже — с интернет-магазинами, в том числе, интернет-магазинами туроператоров.