Электронный помощник турагента с 2003 г.
Вход или Регистрация

С чего начать? Время. Место. Нюансы первого этапа

3711

Главный вопрос: «с нуля» или на «готовенькое»? Пожалуй, каждый, кто хоть раз всерьез задумывался над тем, не открыть ли свое туристическое агентство, в итоге вставал перед дилеммой: как поступить? Начать его самостоятельно, «с нуля» или купить уже «готовый» бизнес? Откровенно говоря, и в первом, и во втором случае есть свои плюсы и минусы, а также ряд подводных камней, избежать которых — значит оказаться на полпути к успеху. Впрочем, обо всем по порядку.

Выстраивая бизнес самостоятельно, вы лично просчитываете свои расходы и доходы, имеете возможность выбрать персонал, помещение и, в конце концов, установить свои правила. Если вы покупаете «готовое» агентство, то оно достается вам не только вместе с обжитым офисом и наработанной клиентской базой, но и вместе с сотрудниками. Это значит, что вам придется вводить новые порядки, мириться либо бороться со старыми, завоевывать уважение новых подчиненных. Однако вместе с множеством проблем вы приобретаете уже довольно твердо стоящий на ногах бизнес, который не придется поднимать «с нуля», а нужно будет лишь правильно им распорядиться. Стоит добавить, что, конечно же, большинство компаний выставляются на продажу явно не оттого, что они переживают свои лучшие времена, и до 90% всех предложений, которые встретятся вам в ваших поисках — это «пустышки» и потенциальные банкроты. Но если вы будете внимательно следовать нашим советам и не побоитесь потратить немного сил и времени, удача непременно улыбнется вам, и вы найдете тот самый алмаз, который при должной огранке засверкает по-настоящему.

Сколько будет потрачено

Это, пожалуй, самый «животрепещущий» вопрос. Что ж, давайте прикинем, из каких ингредиентов будет состоять ваш бизнес, если вы все-таки решитесь взяться за его организацию «с нуля», и во сколько обойдется каждый из этих ингредиентов:

1. регистрация юридического лица — 25 000 руб.

2. мебель, ремонт в офисе — 75 000 руб.

3. оргтехника и компьютеры — 60 000 руб.

4. фирменный стиль, полиграфия — 10 000 руб.

5. сайт компании — 35 000 руб.

6. интернет, телефон — 25 000 руб.

7. прочие расходы — 25 000 руб.

Итого — 255 000 рублей.

Данный расчет произведен для московского офиса с тремя сотрудниками. Конечно, в регионах эта цифра будет существенно отличаться. Следует учитывать, что указанная сумма — лишь начало, и что в последующие месяцы вам необходимо будет тратить еще примерно по 150 000 рублей ежемесячно. В таком случае, если прикинуть, что хотя бы минимальный доход ваш бизнес начнет приносить только через 3–4 месяца, нужно заранее готовиться к тому, что сумма в 500–700 тысяч рублей — минимум, который вы должны иметь в запасе изначально.

При покупке турагентства нужно также учитывать несколько важных деталей. Стоимость турагентства в Москве может равняться как пятистам тысячам, так и 2–3 миллионам рублей. Нет необходимости объяснять, что в первом случае вы получите бизнес, дела которого идут, мягко говоря, ни шатко ни валко, а во втором уже можно рассчитывать на более перспективное развитие событий. При этом есть маленькая хитрость: конечно, вам уже известно, что туристический бизнес — штука сезонная, и это означает подъемы продаж весной-летом и существенное их понижение с приближением зимы. Так вот, вместе с объемами продаж понижается обычно и настроение владельцев агентств. И чаще всего именно в это время можно умудриться «урвать» перспективный проект. Кроме того, обращайте внимание на возраст фирмы и на то, сколько времени она уже «обитает» в своем офисе. 3–4 года — вполне достойный срок для предложения, достойного вашего внимания.

Еще раз: не следует расслабляться! Помните, что стабильный и перспективный бизнес продают крайне редко, и поэтому очень тщательно взвешивайте все «за» и «против» вашей покупки.

Как не потратить больше?

Главное правило для того, что хочет открыть собственную турфирму, будет звучать так: не позволяйте себе бессмысленно «шиковать»! Все расходы должны быть тщательно обоснованны. Одним из важных плюсов туристического бизнеса является его относительная малая затратность. Поверьте, вам нужен не шикарный офис и многочисленный персонал, а удобное и светлое помещение, рассчитанное на 2–х, максимум — 4–х человек. Также нет смысла тратить огромные суммы на дизайнерское оформление, и мы уже на собственном опыте успели убедиться, что чаще всего и с наибольшим удовольствием люди совершают покупки в простом, не перегруженном излишними деталями и элементами декора офисе. Главное — на потенциально небольшой территории избежать захламления различными офисными принадлежностями и добиться максимально функционального использования пространства. Для клиента в офисе, в первую очередь, важна опрятность и наличие удобных «посадочных» мест — чтобы дождаться своего менеджера и/или спокойно обсудить с ним все детали предполагаемой поездки. Если же ваша душа все-таки требует эстетики, то потерпите немного: как только Ваш бизнес начнет приносить доход — можете потратить некоторую сумму (опять же — разумно, без фанатизма!) на отделку помещения, или приобрести какие-то милые и «цепляющие» элементы декора.

Раз мы уж начали говорить об офисе, неплохо сказать и пару слов о его местоположении. Где открывать свою фирму — решать, в любом случае, исключительно вам. Но несколько советов все же хочется дать: желательно, чтобы ваш первый офис находился в центре, по крайней мере, в пределах кольцевой линии метро. Еще более желательно, как при выполненном первом условии, так и при не выполненном — чтобы находилось ваше офисное помещение в шаговой доступности от метро. Людям должно быть удобно зайти к вам, без затруднений и поисков. Помните: при отсутствии собственной клиентской базы, первые несколько месяцев ваши главные клиенты — это прохожие на улицах и те, кто увидел вашу рекламу, а потому они должны иметь возможность легко и беспрепятственно зайти к вам в агентство и получить всю необходимую информацию. Чтобы подсчитать примерное количество возможных посетителей «с улицы» и выяснить, хорошая ли рядом с предполагаемым офисом проходимость, просто не поленитесь постоять у входа 15–20 минут и подсчитать, сколько людей за это время прошло мимо вас. А после подумайте, насколько снизится поток Ваших клиентов, если в холле бизнес-центра, на ресепшн будут сидеть внушающие страх и трепет «секьюрити», грозно вопрошающие каждого вашего клиента о целях и сроках его визита?

Где и когда открываться?

Где?

Знаете ли вы, что, несмотря на все нюансы, главным и основополагающим фактором при выборе места для вашего офиса должен стать район? Не шикарный ремонт (и мы об этом уже говорили), не низкая стоимость аренды, а именно местоположение. Как много людей ежедневно проходят мимо вашего офиса? Как много денег, вы рассчитываете, смогут у вас оставить местные жители? — на все эти и многие другие вопросы вы должны будете дать себе четкие ответы. Не стоит экономить на аренде, если место по всем остальным параметрам вам не подходит — никакая низкая плата не спасет вас от краха.

Еще один совет: очень, очень внимательно изучите своих соседей-конкурентов. Какие еще туристические фирмы находятся в шаговой доступности от вашего предполагаемого офиса? Соперников не стоит бояться, напротив, следует всячески за ними наблюдать и стараться во что бы то ни стало быть на голову выше. Соседи работают до 20:00? Ваш офис должен быть открыт до 21:30! Ну, и тому подобное.

Когда?

Здесь все, на первый взгляд, просто. Скажите, как вы думаете: когда лучше всего открываться? В сезон? А вот и не угадали! Закладывайте сразу немного больше времени, ведь всем известно, что лишь единицы стартуют, идеально укладываясь в рамки установленных сроков, а потому небольшой запас никогда не повредит. Таким образом, исходя из того, что самые большие объемы продаж — вполне обычное дело для июля и августа, а вот январь — традиционно в разы менее «урожайный» по части клиентов, то оптимальным моментом открытия туристической фирмы станет конец февраля — начало марта. Такое стратегическое решение позволит благополучно подготовиться к началу «высокого сезона», успеть заявить о себе и даже завоевать доверие среди некоторых путешественников.

Работать самостоятельно или вступить в сеть?

А действительно, как лучше? Подобный вопрос встает перед многими бизнесменами и это действительно то, над чем стоит хорошенько подумать.

Как уже говорилось, стандартная комиссия, которую туроператоры платят агентствам, составляет около 10%. Несомненно, плох тот владелец турагентства, который не хочет увеличить этот показатель, ведь это очень даже реально. Существуют два способа, первый из которых — вступление в сеть, а второй — заключение договора с центром бронирования.

Сейчас давайте рассмотрим такое явление, как вступление в сеть туристических агентств — попросту говоря, заключение договора франшизы. Каковы его плюсы? Какую сеть лучше выбрать и что от вас для этого потребуется?

Вступление в сеть — удобный и простой способ увеличить свою прибыль, ведь вы получаете не только повышенную комиссию сразу у множества туроператоров, но и серию других преимуществ, каких именно — зависит от сети. Вот главные плюсы крупных объединений, давно и успешно работающих на рынке:

• бренд, уже известный туристам и имеющий свой пул постоянных клиентов, доверяющих ему (особенно актуально для вновь открывающихся агентств);

• раскрученный сайт федерального объединения с высокой посещаемостью сразу начинает поставлять заявки в новый офис — неважно, в каком именно регионе тот находится;

• регулярные специальные акции и эксклюзивные варианты от дружественных сети операторов (как раз то, до чего так охочи многие туристы);

• удобные и выгодные платежные инструменты.

Разумеется, за все надо платить. Прежде всего, в самом прямом смысле слова — франчайзинговые отчисления. Далее, обязательно условие вступление в большинство объединений — работа под их вывеской и оформление офиса и рекламы в их фирменном стиле (впрочем, для новой компании это как раз не проблема, а совсем напротив). Сверх того, ряд сетей (но не все) в определенной степени определяют продуктовую политику своих участников, в первую очередь, в плане выбора поставщиков туров.

С другой стороны, взамен новое агентство может рассчитывать на очень ценную вещь: поддержку на старте — прежде всего, в виде узнаваемой вывески и «поставки» новых клиентов. И чем мощнее сеть, тем ощутимее она будет.

Подведем итог. Делая первые шаги в туристическом бизнесе, постарайтесь максимально соблюсти эти нехитрые правила, а, кроме того, очень рекомендую вам на досуге хорошенько поразмыслить и ответить (хотя бы для самого себя) на вопросы:

• Как вы хотите развивать свой бизнес?

• Каковы ваши планы на будущее — на год, на 3, на 5 лет?

• В какой точке развития вы рассчитываете оказаться по прошествии 5 лет?

Это поможет вам более четко сформулировать и осознать свои цели, оценить и сравнить со своими же возможностями.

Поделиться

Статьи в разделе