Как правило, куда бы человек ни поехал, он заказывает в первую очередь обзорную экскурсию. Это своего рода must have, особенно, если это первое посещение. В остальном, как правило, туристы выезжают куда-то не далеко от основного места пребывания, например, находясь в Барселоне — отправляются в Монсеррат, в Париже — Версаль и так далее.
Если же говорить о популярности тех или иных направлений, нужно отметить, что в этом году предпочтения сильно изменились, так как изменился контингент выезжающих. Некоторые страны/города пострадали больше, например, Прага и Вена, где количество туристов, заказывающих экскурсии, сократилось катастрофически. По Испании же все было более предсказуемо, изменение спроса было незначительным. А вот Будапешт стал для всех открытием номер один: в конце весны и летом там был настоящий ажиотаж. Удивительно, что в Париже в этом году спрос сохранился на прежнем уровне, а, скажем, в Риме и Италии в целом сильно упал.
Что же касается именно российских туристов, здесь тоже все меняется очень быстро. Например, два года назад в Стамбуле был огромный спрос на индивидуальных гидов, а сейчас интерес к этому направлению заметно меньше. Примерно та же картина в Риме и в Праге: спрос на экскурсии здесь снизился не на проценты, а в разы.
Внутренний туризм развивается под лозунгом «Крым — наш» — спрос на экскурсии на полуострове колоссальный! Но, в то же время, аудитория, которая едет в Крым, не самая платежеспособная. Так что, спрос, конечно, большой, но денег во время отдыха туристы тратят гораздо меньше, чем раньше.
Эти регионы пользуются стабильным низким спросом у туристов, поскольку добраться до них очень сложно. Например, наиболее интересная достопримечательность Краснодарского края — Джубга, но чтобы добраться до нее, нужно сначала долететь на самолете до Краснодара, затем пересесть в автомобиль или такси, проехать 100 км и попасть в пробку прямо перед самой Джубгой.
И для сравнения возьмем Владимир: вы приезжаете в центр города из центра Москвы за полтора часа на комфортабельном поезде, билет на который стоит около 500 RUR. Вдобавок, стоимость 3 часов работы гида во Владимире обойдется в 3000 RUR, что для компании друзей совсем не обременительно. Ясное дело, что выбор будет сделан в пользу поездки во Владимир, а не в Краснодарский край.
Молодежи интересно то, что они не могут посмотреть сами, а люди старшего возраста хотят, чтобы им рассказали об очевидных вещах. Например, по приезде в Мюнхен возрастные туристы попросят сначала обзорку по городу, затем посмотрят что-то поблизости. А туристы до 30 лет на следующий же день после приезда отправятся куда-нибудь в Нойшвайнштайн. Вдобавок, бронируя подобную экскурсию, они говорят, что микроавтобус за 600 евро — это дорого, и просят разрешения присоединиться к кому-то, чтобы поехать не втроем, а группой в 5-6-8 человек. Качество экскурсии при этом не страдает, поскольку для гида нет разницы между группой в три человека и в шесть — в обоих случаях он успеет уделить внимание каждому и ответить на все вопросы.
Нужно отметить, что такие «присоединения» позволяют туристам существенно экономить. И если пока подобная услуга в массовом порядке не доступна туристам, то в ближайшее время это будем исправлено. Наш сайт, например, запускает удобный, а главное позволяющий сократить расходы, сервис «мини-групп».
Нет, наиболее типовая группа — 4-6 человек.
Я бы сказал, что кризис сказался в первую очередь на доверии россиян к тому или иному сервису. Проблема не в том, что люди начинают бронировать все самостоятельно (хотя и в этом тоже), а в том, что они прежде, чем заплатить, начинают дважды, трижды, четырежды задумываться, а это ли им нужно? Получат ли они действительно то, что хотят? Поэтому выигрывают те компании, которые умеют качественно реализовывать свой продукт.
Про одну из них мы поговорили — мини-группы, которые позволяют туристам присоединиться к уже забронированной экскурсии. Я считаю, что за ними будущее, поскольку стоимость — очень важный момент. Если мы посмотрим на другие сервисы, то увидим, что во многих областях уже введена возможность шеринга: есть BlaBlaCar (сервис поиска попутчиков — прим. ред.), где можно «расшарить» авто, аналогичные программы с такси и другими услугами, т. е. существует возможность снизить затраты на сервис при сохранении его качества — это всегда приятно. Условно, на одной экскурсии можно сэкономить сумму, достаточную для двух ужинов на двоих. Заманчиво? Еще бы.
Третий — самостоятельное бронирование входных билетов. Чтобы не стоять в очереди, вы бронируете билет по той же цене, что и в кассе, распечатываете и на входе прикладываете к считывающему устройству, экономя тем самым полчаса — час своего времени.
Вот, пожалуй, три основных тренда, которые мы можем наблюдать. Еще один можно выделить для стран Юго-Восточной Азии. Заключается он в том, что при выборе экскурсий (а в этих странах они почти всегда групповые) в примечаниях можно указать пожелание посетить экскурсию в составе англоязычной, а не русскоязычной группы. Я не знаю, можно ли назвать это трендом, но то, что такая тенденция существует — это факт.
Мне сложно ответить. Есть подозрение, что наши туристы на отдыхе не хотят пересекаться с соотечественниками. Видимо, сложилась некая отталкивающая репутация российских туристов, в связи с чем возникают удивительные ситуации, когда в англоязычной группе может быть до 20-30% русскоговорящих участников. Для самих туристов такая экскурсия вполне удобна, ведь на бытовом уровне английским многие владеют, а во время поездки, например, на острова или на скоростном катере на какой-то уникальный пляж, при любом уровне знания языка понятно, о чем говорит гид.
По оценкам разных компаний в русскоязычном сегменте она колеблется от 1 до 2 млрд евро (включая экскурсии, трансферы, билеты и все, что можно отнести к категории «активити»). Разброс достаточно большой, но мы считаем, что истина где-то посередине, в районе 1,3-1,5 млрд евро. При этом 2014 год оценить пока довольно сложно, но спад будет большой, я думаю, не меньше 20%.
Второе — это безукоризненный сервис. Если вы оставили заявку, вам должны ее обработать в течение нескольких минут, никак иначе.
Третье — это технологическое совершенство, возможность осуществления мгновенного подтверждения заказа, когда вы бронируете и на 100% уверены, что экскурсия или иное мероприятие состоится. Я думаю, это основные требования, которые предъявляет сегодняшний день компаниям, которые занимаются организацией активностей.